Рабочие коллективы. Школа злословия или Посудачим по-светски?
Вы никогда не задумывались над тем, что, стоит двум и более индивидам собраться вместе, в группу по интересам или в рабочий коллектив, как некоторых из них, а если не кривить душой, то большую часть, прямо-таки со сверхчеловеческой непреодолимой силой начинает тянуть к сплетням и пересудам?
Причем эти люди могут быть вполне благовоспитанны, иметь высшее образование или даже два, ходить в церковь, трепетно относиться к своим стареньким родителям и со всей родительской самоотдачей пестовать своих деток. Одним словом, «состоять на хорошем счету» и быть вполне достойными представителями рода человеческого. И в то же время не переставать судачить, сплетничать и говорить откровенные гадости.
Особенно ярко такая непреодолимая тяга к озвучиванию уничижительных, и, как правило, далеких от истинного положения вещей оценок, заметна в рабочих коллективах. Начинается всё обычно с «паршивой овцы» — члена коллектива, пользующегося определенным авторитетом. За ним, чтобы выглядеть «своим» или просто из-за некоторых комплексов относительно своей персоны, поддакивать, кивать головой или вслух развивать предложенную «злую» тему неохотно, как бы вынужденно подчиняясь или же с явным желанием и удовольствием посудачить и посплетничать следуют и другие, как правило, стоящие на более низкой ступени коллективной иерархии члены коллектива — толпы, стаи, стада.
Мишенью для злобных нападок выбираются члены соседнего рабочего коллектива, состоящие в каком-либо сугубо деловом противостоянии — настоящем или мнимом, начальники всех мастей, по разным причинам несимпатичные своим подчиненным, а также члены собственного коллектива, чем-то не угодившие его авторитетам.
Самому в объекты сплетен своих же коллег легко попасть, лишь не поддакивая с готовностью общеизбранным темам «светской беседы», а имея отличную от общепринятой в коллективе точку зрения. Например, на такую «интересную» и «захватывающую» многие умы тему для обсуждения в рабочее время, как «Иванова из отдела снабжения сожительствует с Петровым из отдела сбыта» достаточно ответить «Неправда» или «Это не наше дело», чтобы уже в следующий раз стать сначала объектом насмешек, а потом, возможно, и главным героем коллективных «мыльных опер».
Или иметь отличные от общепризнанных и общепринятых увлечения, образ жизни, образ мыслей, поведение, внешность и т. д. (Например, не выпивать — если выпивают все, не курить — если курят все, не материться — если матерятся все. Не хотеть приобрести машину — ведь хотят все! Не желать строить дачу — ведь строят все! Не интересоваться, где бы заработать побольше денег — это интересует всех! Или, например, по самым разным причинам в общественной столовой упорно отказываться от мяса, в то время как все его едят. То есть «по-всякому выпендриваться», быть белой вороной, парией — вполне достаточно для того, чтобы у конформистского большинства вызывать определённые отрицательные эмоции. )
Но что гораздо быстрее спровоцирует у ваших коллег неприязнь к вам, а впоследствии обязательно вызовет не самые дружелюбные выпады в вашу сторону, это принципиальный выбор думать, говорить и поступать по совести, по правде. Например, на какую-нибудь поднадоевшую вам глупость или сплетни в чей-либо сторонний адрес, откровенно «недружелюбные» замечания «Как вам не стыдно!», «Это неумно», сказанные серьезным тоном, — несомненное casus belli, объявление войны.
А если ваша констатация факта к тому же имеет поучительный призыв — то есть сказана не в деловой отстраненной манере или в игривом тоне с улыбкой, а с назидательным подтекстом или откровенным воззванием к этике и совести, то войны вам не избежать. Потому как ничто не вызывает у нас такого резкого неприятия чужих мнений, как апелляции к совести.
Некоторые рабочие коллективы, часто от загруженности работой, но гораздо чаще от безделья варясь в собственном соку, превращаются в настоящие клубки слухов, сплетен и откровенной злобы. Порой достаточно только немного включить свой слух и наблюдательность, чтобы от своих коллег, которых вы знаете не один год как «своих парней и девчонок», услышать выдаваемые «на гора» гадости и откровенную чушь.
Однако стоит отличать сплетни и злословие от откровенного вранья. Первым люди обычно занимаются от безделья, желая поправить свою самооценку за счет других. Или из-за собственных комплексов, с которыми плохо справляются. Второе, на первый взгляд содержащее те же элементы злословия, обычно говорится по делу, по отдельно взятым случаям и лицам, но с обобщениями вроде «Да все начальники козлы — козел и наш». Когда с чем-то не можешь согласиться и хочешь изменить.
Что делать в ситуациях, когда вы слышите сплетни и злословие? Можно открыто выразить свое несогласие. Высказать то, что думаешь и считаешь правильным и приемлемым. Можно в сплетнях не участвовать. Промолчать. А можно самым легким путем «налаживать отношения в коллективе», «от коллектива не отрываться», «быть как все».
Первое, если говорить честно, чревато самыми неприятными для смельчака последствиями. Остракизмом. Или тем, что объектом насмешек и злословия станешь ты сам. Что может привести даже к произвольному написанию сочинения под названием «Заявление по собственному желанию».
Второе, скорее всего, также вызовет неприятие у злых языков. Но при некоторой силе характера, по принципу «Ты лучше будь один, чем вместе с кем попало», в скором времени от вас скорее всего отстанут, а, возможно, даже начнут уважать за вашу принципиальность.
Ну, а третье — на первый взгляд, самое легкое, чему следуют многие, может принести вам определенные практические выгоды. Например, вы никогда не останетесь в одиночестве. А при умении поддакивать и участвовать в злословии заодно с начальством вас могут заметить и рекомендовать.
Что вам выбрать? Решает каждый для себя.