Рациональная вера
Сегодня принято различать веру и разум: широко распространено мнение, что верить можно только в то, что еще не проверено экспериментально. Однако мало кто придерживается позиции, что вера и разум вовсе не антагонистичны, а неразрывно связаны, в то время как именно такая позиция является не только правильным пониманием сущности веры, но и гарантом независимости и самостоятельности человека, его способности реализовывать свои цели. Рациональная вера - одно из основных людских качеств - должна быть присуща каждому здравомыслящему человеку.
Человек обладает разумом и сам решает, как ему прожить жизнь. Но в современном информационном обществе не так-то просто сохранить интеллектуальную независимость от того потока пропагандистской информации, которому мы подвергаемся каждый день посредством телевизора, Интернета, газет, радио или просто повседневного общения. Я имею в виду здесь не только политическую демагогию, но и общественные стереотипы, ложные общественные идеалы, внедряемые отдельными группами лиц ради собственной выгоды, само общественное устройство, вырабатывающее в нас некоторые отрицательные качества. Важнейшее условие правильного выбора - непредвзятость и непредубежденность в познании, искренняя попытка объективно посмотреть на вещи, докопаться до истины.
Производно от этого умение различать желания естественные и навязанные, которые кому-то выгодны или просто стихийно-обманчивы. Недаром говорят, что голод - лучшая приправа. В самом деле, зачем нам богатые угощения, если и черствый хлеб с водой покажутся лакомством, при условии что вы действительно нуждаетесь в пище. Вообще, стоит признать, что многие товары мы желаем приобрести и попробовать из-за одной только рекламы (опять же не только по телевизору, но и выражающейся в общественном мнении, модных тенденциях). Наши желания также часто вызваны завистью, которая в капиталистическом обществе представляется как естественное чувство. Здесь нужно сказать в целом - не только желание что-то купить, но и желание принять определённую позицию в вопросе, более выгодное для вас мнение (подчас продиктованное исключительно психологическими мотивами или привязанностью к кому-то/чему-то). Умеющий распознавать и контролировать свои желания останется независимым, в том числе и внутренне (от "страстей" и "развращения" как антонимов дисциплины).
Наконец, третье умение, определяющее степень личностного суверенитета, это умение верить. Всё вышеизложенное известно в определённой мере каждому умному человеку, но многие, к сожалению, забывают, что мало сформировать объективное миропонимание, и нужно еще и сохранить его, не поддаваясь дальнейшим "точечным" воздействиям на конкретные жизненные позиции. И здесь более чем помогает вера, но вера не беспочвенная, основанная на догадках и ненадежной интуиции, и не то чувство, которое было бы уместнее назвать надеждой, а вера рациональная, осмысленная, зрячая. Такая вера является показателем независимости от кого бы то ни было, то есть от любой внешней и производной от нее внутренней силы. Соответственно, основана она не на авторитетах или мнении большинства, а на собственном мысленном и чувственном опыте, на собственных суждениях и наблюдениях. По выражению Э. Фромма ("Искусство любить", "Человек для себя"), рациональная вера - это определенность и стойкость, свойственные нашим убеждениям (которую не следует путать с невозможностью их изменения), и основывается она на могуществе мысли, то есть на способности индивида думать.
Ведь именно разум, как уже было отмечено, помогает нам контролировать и определять свои желания и оставаться независимыми. Внешняя сила воздействует по большей части на чувственную сферу, на разум же постольку, поскольку это необходимо для нивелировки сопротивления личности. Поп-культура во всех её проявлениях, как мне представляется, популярна только потому, что способствует, как бы сказать, меньшему использованию людьми своих интеллектуальных способностей (что, несомненно, выгодно многим). Но если мы хотим оставаться собой и отличать истинные утверждения от ложных, мы должны совершать определённую интеллектуальную работу.
Рациональная вера, таким образом, возможна только в рациональные убеждения. Согласно У. Кауфману ("Критика религии и философии") можно выделить семь причин, которые заставляют нас поверить в некоторое утверждение:
-- В его поддержку были выдвинуты аргументы.
-- Оно встретилось в книге, газете и т.п. и против него ничего не было высказано.
-- В его пользу говорят различные факторы.
-- Оно согласуется с нашими прежними убеждениями.
-- За непринятие может возникнуть наказание.
-- За принятие может последовать вознаграждение.
-- Убеждение отвечает нашим психологическим нуждам.
Замечают, что из этого списка только первый пункт делает убеждение прочным и рациональным (доказанным). Убеждения, которые сформировались по остальным шести причинам, не являются рациональными и продиктованы предубеждением, корыстным интересом, влиянием авторитета, неделанием анализировать и т.п.
Фромм отмечает также, что не существует рациональной веры в силу в смысле господства, и такая вера, в сущности, равна неверию в реализацию возможностей. Верить можно, наоборот, исключительно в возможность наступления чего-то, возможность достижения цели, в правильность какой-либо теории, в существование чего-либо. Подобная вера просто необходима, если мы хотим добиваться чего-либо, реализовывать свои замыслы, а не быть инертным созданием, никак не определяющим свою судьбу. Ведь, выражаясь словами У. Брайана, судьба - это не случайность, а предмет выбора, ее не ожидают, а завоевывают.
Вера в себя в этом смысле чрезвычайно важна, и это должен понять каждый. Не секрет, что психологический настрой, напористость и вера в свои способности на порядок повышают вероятность достижения результата, помогая преодолеть нерешительность, внутреннюю скованность и раскрывая определённые внутренние ресурсы. Кроме того, если понимать веру в себя в другом аспекте - как в существование неизменного с течением времени и не подверженного жизненным передрягам собственного "я" - то она есть гарант сохранения этого "я". Если вы не верите в себя, вы вообще не существуете как индивидуальность (и не можете отвечать за себя и свои поступки).
Вера в возможности других людей обязательна, если вы - наставник. Психологи отмечают, что излишняя строгость в воспитании детей мешает формированию самостоятельности и независимости. Если же вы верите в возможности ребенка (что не означает попустительского воспитания и отсутствия помощи), это будет действительно воспитание, а не насилие и манипуляция.
Очень важным в жизни человека является также вопрос выбора между верой и неверием в Бога. Вера в Бога по сути такая же вера, как и все те, что я уже перечислил. В христианском учении она непосредственно связана со знанием: во многих стихах подчеркивается, что вера возникает, укрепляется и передается с помощью надежных доказательств (Мар. 16:20; 2 Пет. 1:10, Лук. 1:4; Деян. 1:3; 9:22). Христианство учит именно рациональной, а не слепой вере.
Кстати, именно христианские богословы очень хорошо раскрыли понятие разумной веры. К.С. Льюис ("Просто христианство") характеризует веру как способность держаться убеждений, с которыми вы однажды согласились на основе достоверных фактов и веских доводов, независимо от изменчивого настроения, желаний и чувств. В качестве примера он приводит ребенка, который учится плавать. Этот ребенок знает, что человеческое тело может держаться на воде без поддержки, ведь он видел множество плавающих людей. Но сможет ли он верить в это, когда инструктор уберет руку и оставит без поддержки именно его? "Пока вы не научитесь управлять настроениями, - пишет Льюис, - пока вы не укажете им на их место, вы... будете вечно мятущимся существом, чьи убеждения зависят от погоды или от пищеварения. Следовательно, человек должен развивать в себе привычку веры".
Итак, вера важна, причём именно рациональная вера. Такая вера не противопоставляется знанию, а дополняет его, претворяет его в жизнь. Многим людям сложно понять единство веры и разума, и как возможна ситуация, когда одновременно знаешь и веришь в одно и то же в одном и том же смысле. Я попробую привести пару простых примеров.
Возьмём известный силлогизм: человек смертен, мой друг Вася человек, следовательно Вася умрёт. Мы все не сомневаемся в смертности человека. Но позвольте, а где стопроцентная гарантия, что Вася умрёт? Я не могу утверждать это, пока не увижу его труп. Но я почему-то верю, что он смертен. Это доказывают миллиарды примеров и научные данные. Поэтому хоть и есть вероятность, что Вася назло всем будет жить вечно, вера в это покажется нам абсурдной, в то время как вера в смерть одновременно будет являться знанием. Таким образом, вера - это форма знания, и неотделима от него. Мы одновременно и знаем, что утром Солнце взойдет, и верим в это. Христиане, как многие ошибочно полагают, не считают вероятность существования Бога большой - они абсолютно (без всяких "вероятно") уверены в том, что Бог существует. И надо признать, у них есть основания для такой уверенности. Имеется множество трудов, логически доказывающих истинность всего, что написано в Евангелие. При всём том уровне развития научных знаний, который мы имеем сегодня, христианское учение о сотворении мира до сих пор актуально и выдерживает всяческую проверку. Наоборот, это наука со временем выясняла, что оказывается (!) Библия права. Например, в том, что свет появился раньше звезд и Солнца. Или ещё: учёными установлено, что вероятность спонтанного (случайного) возникновения первой живой клетки и даже самого маленького белка равна нулю, то есть абсолютно невозможна: так что пока приходится признать акт творения.
Не стану углубляться в вопросы религии, но обращу лучше в заключение ваше внимание на очень важное дополнение. Во всех вышеописанных случаях я говорил о вере в значении "верование". Но вера - более широкое понятие, оно включает в себя еще два понятия с тем же корнем: "доверие" (по отношению к людям) и "верность" (в значении преданности, чаще по отношению к идеям). Дело в том, что если мы говорим, например, о вере в какое-то убеждение, то непосредственным проявлением этой веры должно быть волевое действие. Если этого действия нет - то вряд ли можно говорить о том, что человек верит. В отличие от простого убеждения вера это не просто согласие с чем-то, но и желание действовать на основе этого. Она сочетает в себе два элемента - убеждение и волю, предполагает соответствующие поступки. Для христианина, например, вера это не только убеждение в существовании Бога, но и преданность Богу, доверие и послушание (для исправления своей грешной сущности), полное предоставление себя Ему. Таким образом, "вера есть волевое обязательство осведомленного интеллекта" (Д. Штанио).
Данное положение подразумевает, что для того, чтобы верить, нужна отвага, способность идти на риск и жертвовать всем ради определенных ценностей, не бояться разочарования и краха. Конечно, не все люди обладают такими качествами, но данная статья для того и написана, чтобы обратить ваше внимание на важность рациональной веры (которая подразумевает также принцип объективного познания) и всего того, что с ней связано. Вера - это, прежде всего, не особая вера во что-либо, а черта характера, пронизывающая всю личность. И эта черта должна быть стать присущей каждому.
http://www.proza.ru/2009/09/12/459
Человек обладает разумом и сам решает, как ему прожить жизнь. Но в современном информационном обществе не так-то просто сохранить интеллектуальную независимость от того потока пропагандистской информации, которому мы подвергаемся каждый день посредством телевизора, Интернета, газет, радио или просто повседневного общения. Я имею в виду здесь не только политическую демагогию, но и общественные стереотипы, ложные общественные идеалы, внедряемые отдельными группами лиц ради собственной выгоды, само общественное устройство, вырабатывающее в нас некоторые отрицательные качества. Важнейшее условие правильного выбора - непредвзятость и непредубежденность в познании, искренняя попытка объективно посмотреть на вещи, докопаться до истины.
Производно от этого умение различать желания естественные и навязанные, которые кому-то выгодны или просто стихийно-обманчивы. Недаром говорят, что голод - лучшая приправа. В самом деле, зачем нам богатые угощения, если и черствый хлеб с водой покажутся лакомством, при условии что вы действительно нуждаетесь в пище. Вообще, стоит признать, что многие товары мы желаем приобрести и попробовать из-за одной только рекламы (опять же не только по телевизору, но и выражающейся в общественном мнении, модных тенденциях). Наши желания также часто вызваны завистью, которая в капиталистическом обществе представляется как естественное чувство. Здесь нужно сказать в целом - не только желание что-то купить, но и желание принять определённую позицию в вопросе, более выгодное для вас мнение (подчас продиктованное исключительно психологическими мотивами или привязанностью к кому-то/чему-то). Умеющий распознавать и контролировать свои желания останется независимым, в том числе и внутренне (от "страстей" и "развращения" как антонимов дисциплины).
Наконец, третье умение, определяющее степень личностного суверенитета, это умение верить. Всё вышеизложенное известно в определённой мере каждому умному человеку, но многие, к сожалению, забывают, что мало сформировать объективное миропонимание, и нужно еще и сохранить его, не поддаваясь дальнейшим "точечным" воздействиям на конкретные жизненные позиции. И здесь более чем помогает вера, но вера не беспочвенная, основанная на догадках и ненадежной интуиции, и не то чувство, которое было бы уместнее назвать надеждой, а вера рациональная, осмысленная, зрячая. Такая вера является показателем независимости от кого бы то ни было, то есть от любой внешней и производной от нее внутренней силы. Соответственно, основана она не на авторитетах или мнении большинства, а на собственном мысленном и чувственном опыте, на собственных суждениях и наблюдениях. По выражению Э. Фромма ("Искусство любить", "Человек для себя"), рациональная вера - это определенность и стойкость, свойственные нашим убеждениям (которую не следует путать с невозможностью их изменения), и основывается она на могуществе мысли, то есть на способности индивида думать.
Ведь именно разум, как уже было отмечено, помогает нам контролировать и определять свои желания и оставаться независимыми. Внешняя сила воздействует по большей части на чувственную сферу, на разум же постольку, поскольку это необходимо для нивелировки сопротивления личности. Поп-культура во всех её проявлениях, как мне представляется, популярна только потому, что способствует, как бы сказать, меньшему использованию людьми своих интеллектуальных способностей (что, несомненно, выгодно многим). Но если мы хотим оставаться собой и отличать истинные утверждения от ложных, мы должны совершать определённую интеллектуальную работу.
Рациональная вера, таким образом, возможна только в рациональные убеждения. Согласно У. Кауфману ("Критика религии и философии") можно выделить семь причин, которые заставляют нас поверить в некоторое утверждение:
-- В его поддержку были выдвинуты аргументы.
-- Оно встретилось в книге, газете и т.п. и против него ничего не было высказано.
-- В его пользу говорят различные факторы.
-- Оно согласуется с нашими прежними убеждениями.
-- За непринятие может возникнуть наказание.
-- За принятие может последовать вознаграждение.
-- Убеждение отвечает нашим психологическим нуждам.
Замечают, что из этого списка только первый пункт делает убеждение прочным и рациональным (доказанным). Убеждения, которые сформировались по остальным шести причинам, не являются рациональными и продиктованы предубеждением, корыстным интересом, влиянием авторитета, неделанием анализировать и т.п.
Фромм отмечает также, что не существует рациональной веры в силу в смысле господства, и такая вера, в сущности, равна неверию в реализацию возможностей. Верить можно, наоборот, исключительно в возможность наступления чего-то, возможность достижения цели, в правильность какой-либо теории, в существование чего-либо. Подобная вера просто необходима, если мы хотим добиваться чего-либо, реализовывать свои замыслы, а не быть инертным созданием, никак не определяющим свою судьбу. Ведь, выражаясь словами У. Брайана, судьба - это не случайность, а предмет выбора, ее не ожидают, а завоевывают.
Вера в себя в этом смысле чрезвычайно важна, и это должен понять каждый. Не секрет, что психологический настрой, напористость и вера в свои способности на порядок повышают вероятность достижения результата, помогая преодолеть нерешительность, внутреннюю скованность и раскрывая определённые внутренние ресурсы. Кроме того, если понимать веру в себя в другом аспекте - как в существование неизменного с течением времени и не подверженного жизненным передрягам собственного "я" - то она есть гарант сохранения этого "я". Если вы не верите в себя, вы вообще не существуете как индивидуальность (и не можете отвечать за себя и свои поступки).
Вера в возможности других людей обязательна, если вы - наставник. Психологи отмечают, что излишняя строгость в воспитании детей мешает формированию самостоятельности и независимости. Если же вы верите в возможности ребенка (что не означает попустительского воспитания и отсутствия помощи), это будет действительно воспитание, а не насилие и манипуляция.
Очень важным в жизни человека является также вопрос выбора между верой и неверием в Бога. Вера в Бога по сути такая же вера, как и все те, что я уже перечислил. В христианском учении она непосредственно связана со знанием: во многих стихах подчеркивается, что вера возникает, укрепляется и передается с помощью надежных доказательств (Мар. 16:20; 2 Пет. 1:10, Лук. 1:4; Деян. 1:3; 9:22). Христианство учит именно рациональной, а не слепой вере.
Кстати, именно христианские богословы очень хорошо раскрыли понятие разумной веры. К.С. Льюис ("Просто христианство") характеризует веру как способность держаться убеждений, с которыми вы однажды согласились на основе достоверных фактов и веских доводов, независимо от изменчивого настроения, желаний и чувств. В качестве примера он приводит ребенка, который учится плавать. Этот ребенок знает, что человеческое тело может держаться на воде без поддержки, ведь он видел множество плавающих людей. Но сможет ли он верить в это, когда инструктор уберет руку и оставит без поддержки именно его? "Пока вы не научитесь управлять настроениями, - пишет Льюис, - пока вы не укажете им на их место, вы... будете вечно мятущимся существом, чьи убеждения зависят от погоды или от пищеварения. Следовательно, человек должен развивать в себе привычку веры".
Итак, вера важна, причём именно рациональная вера. Такая вера не противопоставляется знанию, а дополняет его, претворяет его в жизнь. Многим людям сложно понять единство веры и разума, и как возможна ситуация, когда одновременно знаешь и веришь в одно и то же в одном и том же смысле. Я попробую привести пару простых примеров.
Возьмём известный силлогизм: человек смертен, мой друг Вася человек, следовательно Вася умрёт. Мы все не сомневаемся в смертности человека. Но позвольте, а где стопроцентная гарантия, что Вася умрёт? Я не могу утверждать это, пока не увижу его труп. Но я почему-то верю, что он смертен. Это доказывают миллиарды примеров и научные данные. Поэтому хоть и есть вероятность, что Вася назло всем будет жить вечно, вера в это покажется нам абсурдной, в то время как вера в смерть одновременно будет являться знанием. Таким образом, вера - это форма знания, и неотделима от него. Мы одновременно и знаем, что утром Солнце взойдет, и верим в это. Христиане, как многие ошибочно полагают, не считают вероятность существования Бога большой - они абсолютно (без всяких "вероятно") уверены в том, что Бог существует. И надо признать, у них есть основания для такой уверенности. Имеется множество трудов, логически доказывающих истинность всего, что написано в Евангелие. При всём том уровне развития научных знаний, который мы имеем сегодня, христианское учение о сотворении мира до сих пор актуально и выдерживает всяческую проверку. Наоборот, это наука со временем выясняла, что оказывается (!) Библия права. Например, в том, что свет появился раньше звезд и Солнца. Или ещё: учёными установлено, что вероятность спонтанного (случайного) возникновения первой живой клетки и даже самого маленького белка равна нулю, то есть абсолютно невозможна: так что пока приходится признать акт творения.
Не стану углубляться в вопросы религии, но обращу лучше в заключение ваше внимание на очень важное дополнение. Во всех вышеописанных случаях я говорил о вере в значении "верование". Но вера - более широкое понятие, оно включает в себя еще два понятия с тем же корнем: "доверие" (по отношению к людям) и "верность" (в значении преданности, чаще по отношению к идеям). Дело в том, что если мы говорим, например, о вере в какое-то убеждение, то непосредственным проявлением этой веры должно быть волевое действие. Если этого действия нет - то вряд ли можно говорить о том, что человек верит. В отличие от простого убеждения вера это не просто согласие с чем-то, но и желание действовать на основе этого. Она сочетает в себе два элемента - убеждение и волю, предполагает соответствующие поступки. Для христианина, например, вера это не только убеждение в существовании Бога, но и преданность Богу, доверие и послушание (для исправления своей грешной сущности), полное предоставление себя Ему. Таким образом, "вера есть волевое обязательство осведомленного интеллекта" (Д. Штанио).
Данное положение подразумевает, что для того, чтобы верить, нужна отвага, способность идти на риск и жертвовать всем ради определенных ценностей, не бояться разочарования и краха. Конечно, не все люди обладают такими качествами, но данная статья для того и написана, чтобы обратить ваше внимание на важность рациональной веры (которая подразумевает также принцип объективного познания) и всего того, что с ней связано. Вера - это, прежде всего, не особая вера во что-либо, а черта характера, пронизывающая всю личность. И эта черта должна быть стать присущей каждому.
http://www.proza.ru/2009/09/12/459
Отзывы и комментарии