Что можно сделать из старого катушечного стереомагнитофона?
Не спешите думать, что таких не осталось… К счастью, остались, и не только у коллекционеров. Самая «хрупкая», с точки зрения надежности, часть катушечных магнитофонов — механическая, лентопротяжный механизм, сокращенно ЛПМ. Все остальные части, включая усилители звуковой частоты, выходят из строя намного реже, ибо не имеют механических частей. Это позволяет найти применение «старичкам» и сегодня.
Часто в самостоятельном музыкальном творчестве бывает важным получить эффект реверберации (эхо-эффект), но делать специальную конструкцию затруднительно, часто нет времени и необходимых радиоэлементов. Тогда берется катушечный магнитофон со сквозным каналом, к примеру, Орбита-106С. Затем несложные манипуляции, приводящие к потрясающему (!) эхо-эффекту. Части музыкальной композиции, в том числе отдельные части слов, повторяются то в правом, то в левом канале. Как это сделать?
Соединительный звуковой кабель с разъема стереотелефонов (с обозначением XS6) подключают к универсальному входу (XS3); причем для увеличения времени реверберации в 2 раза на одном из штекеров соединительного кабеля с помощью паяльника меняют местами выводы 3 и 5 (перекидывают местами стереоканалы).
Включением режима «Вход трансляционной линии» на передней панели катушечного стереомагнитофона время реверберации можно уменьшить в 2 раза. И еще в 2 раза — переводом работы ЛПМ на скорость 19,05 см/с; для этого лентопротяжный механизм должен быть исправен.
Если один канал отключить вовсе и перевести магнитофон на скорость 9,53 см/с, создается интересный эффект повтора целых слов. Для этого эксперимента используется электретный микрофон МКЭ-9А, предварительно включенный в разъем микрофонного входа.
Качественная сторона звуковоспроизведения с реверберацией зависит от положения регуляторов магнитофона: так регуляторы тембра определяют частотную полосу повторяемого сигнала, уровень записи — усиление сигнала, громкость — количество фиксируемых повторений. Используя различные сочетания положения регуляторов (на обоих стереоканалах положения регуляторов может быть различным), можно добиться весьма интересного эффекта, когда звук повторяется поочередно — то в правом, то в левом канале.
И еще много-много интересных эффектов можно получить из такого «старичка», на что (воспроизводство эффектов) сегодня потребуются специализированные и подчас дорогостоящие электронные устройства.
К примеру, стереомагнитофон и стереомагнитофон-приставка различаются тем, что у последнего отсутствует мощный усилитель низкой частоты с выводом на акустические системы (стереоколонки). Но предварительный высококачественный усилитель, с выхода которого можно подавать сигнал на эквалайзер или отдельный усилитель, есть у каждой подобной модели.
Первая цифра в обозначении марки катушечного стереомагнитофона обозначает класс; самый высший имеет начальную цифру «0». Буква «С» в конце маркировки обозначает «стерео». Так старые катушечные стереомагнитофоны и сегодня можно применять минимум как мощные усилители, а максимум как устройства с оригинальными звуковыми эффектами. Качество же звука в исправных, но старых отечественных катушечных стереомагнитофонах высшего и первого класса не уступает современным «китайским» домашним кинотеатрам.
«Катушечники» и сегодня могут приносить пользу.