Как правильно критиковать человека

Ранее мы уже касались проблемы, как нужно реагировать на критику, дав ряд советов на общий случай. Не менее важно правильно подойти к такому непростому делу, как умению самому конструктивно строить критику по отношению к другому человеку, который по тем или иным причинам ее заслуживает (в соответствии с его поведением или состоянием). Ранее мы уже касались проблемы, как реагировать на критику, дав ряд советов на общий случай, независимо от того, является ли критика справедливой или нет. А несколько наглядных примеров диалогов в предыдущем материале помогли наглядно проиллюстрировать наиболее распространенные ошибки, которые так часто совершаются нами при выслушивании слов критических.
Не менее важно правильно подойти к такому непростому делу, как умению самому конструктивно строить критику по отношению к другому человеку, который по тем или иным причинам ее заслуживает (в соответствии с его поведением или состоянием).

Мотивация

Перед началом разговора, чтобы лучше понять свои мотивы, причины для критики, а также определиться, стоит ли это делать сейчас, МирСоветов рекомендует задать себе нижеследующие вопросы, только старайтесь быть максимально честными с самим собой:
  1. Не завидую ли я этому человеку?
  2. Собираюсь ли я подсознательно его уколоть, сделать ему больно?
  3. Хочу ли таким путем самоутвердиться за счет унижения другого?
  4. Как он относится ко мне, есть ли у нас взаимопонимание?
  5. Хочу ли сохранить с ним хорошие взаимооотношения?
  6. Уверен ли я в справедливости моей критики?
  7. Не является ли он новичком в своем деле?
  8. Не находится ли сейчас человек в стрессовом состоянии?
  9. Каким тоном я буду озвучивать свои претензии?
  10. Высказывал ли я когда-либо ранее критические слова в его адрес? Как он их воспринимал?
  11. Не являюсь ли я несдержанным человеком в той степени, что могу вспылить в разговоре и обидеть собеседника?
  12. Так ли уж необходима эта критика?
  13. Есть ли еще альтернативные способы разрешения проблемы?
После мысленного анализа своих ответов, возможно, вы решите воздержаться от своей критики. Особенно, если вы точно знаете, что человек от вас ее правильно не воспримет. А если человек находится в данный момент в тяжелых обстоятельствах, ваша критика может усугубить его состояние, поскольку он остро нуждается в поддержке и понимании. Критика подчиненного-новичка, если рассматривать с позиции начальника, не будет разумной и только покажет нетактичность самого руководителя.

Неадекватная критика

Критика, несомненно, не должна задевать человеческое достоинство и самолюбие. В связи с этим хочется привести в пример случай с одной женщиной, хорошим специалистом в своей области. Проработав около года на новом месте, она за какие-то мелкие погрешности получила такую порцию нагоняя от своего босса, что, взяв неоплачиваемый отпуск, неделю приходила в себя от шока и эмоционального стресса.
А сколько бывает аналогичных эпизодов на работе? В одном журнале была напечатана информация о том, как проходят в одной крупной компании тестовые испытания менеджеры по набору персонала. Желающих было достаточно много, и все они выстроились в очередь, чтобы пройти своего рода собеседование. Однако его условия были весьма жесткие, потенциального кандидата на должность заставляли быстро отвечать на разнообразные вопросы, не имеющие никакого отношения к работе, проверяя его реакцию, нестандартность мышления и оригинальность ответов. И если испытуемый этот шквал вопросов успешно выдерживал, на него сыпались своего рода различные оскорбления и критические высказывания по любому поводу. Например, не так посмотрел, не так прошелся к столу, одет не по вкусу, говорит недостаточно чисто, слишком бледнеет, краснеет, пальцы дрожат, макияж у девушек слишком вульгарный, ботинки у мужчин не вычищены и т. д. Затем задают провокационные вопросы с целью вызвать у испытуемого гнев и ярость, и когда это случается, ему торжественно объявляют, что он не подходит.
По мнению МирСоветов, специальное создание стрессовой ситуации и использование оружия критики недопустимо в той мере, в которой идет унижение человеческого достоинства, задевается его внутреннее «Я», оскорбляются личностные качества. И потом, находясь в огне постоянных замечаний, психика человека, говоря простым языком, ломается, отсюда могут возникнуть различного рода заболевания не только нервной системы, но и соматические. Поэтому во многих компаниях в отличие от той, пример которой описан выше, к собеседованию и к дальнейшему сотрудничеству относятся внимательно и предупредительно, так как понимают ценность каждого опытного специалиста, который может принести своей деятельностью хорошую прибыль и повышение статуса компании.

Как правильно критиковать

Для практического применения МирСоветов приведет один действенный интуитивно понятный способ изложения критики. Следование нижеизложенному способу поможет вам максимально подготовиться к встрече с человеком, которого вы хотели бы подвергнуть критике и при этом добиться хороших результатов.
Прежде чем завязывать разговор, во-первых, полезно подумать о месте его проведения. Наилучшим будет тот вариант, когда вы сможете поговорить с глазу на глаз, в ненапряженной обстановке. Некоторые начинают критиковать прямо в присутствии посторонних, которые с любопытством могут наблюдать за вами или жадно ловить каждое ваше слово и ответ критикуемого. Человеческая любопытность немного злорадна, одна мысль, что это не меня так ругают, почему-то так приятна. Но поставьте себя на место вашего собеседника, станьте под прицелом глаз всех окружающих вас – и вы поймете всю глубину неприязни и унижения, которое испытывает критикуемый человек. Поэтому поберегите нервы и самолюбие вашего собеседника, договоритесь встретиться в удобном месте для него и для вас. Для начальника это будет приглашение подчиненного к себе в кабинет, а не разнос его на рабочем месте.
Итак, с этим мы определились, во-вторых, нужно продумать содержание разговора. МирСоветов советует мысленно разбить беседу на отдельные составляющие: вступление, основной текст и заключение.
Во вступлении, если вы в первый раз встретились за этот день с человеком, обязательно поздоровайтесь с ним, пусть ваше выражение лица будет естественным и дружеским. Если же вы уже виделись с утра, а вам хочется высказать критику позже, подойдите к нему в нужное вам время и попросите разрешения отойти с вами на несколько минут чтобы поговорить. Такое уважительное отношение, несомненно, подкупает и дает вам дополнительные шансы на быстрое взаимопонимание и безболезненное восприятие критики.
Затем скажите несколько слов о хороших качествах собеседника или об его успешной работе, которую он выполнил недавно, если же не можете припомнить что-либо конкретное, выразите общие впечатления о его положительных качествах. Поинтересуйтесь, нет ли у него каких-либо вопросов к вам. Подобное естественное вступление поможет настроить на дружелюбную волну вас и вашего собеседника, немного снимет напряженность, а позитивный акцент расположит его к внимательному слушанию.
Следующая часть беседы – основное содержание. Здесь вы можете, используя слова-переходы, незаметно обозначить проблемный вопрос, который беспокоит вас, и высказать человеку свои замечания в спокойной манере. Из своего опыта все мы знаем, как неприятно слушать критику по отношению к себе, особенно, если она звучит грубо и унижающее. Поэтому, чтобы не спровоцировать человека на занятие оборонительной позиции, постарайтесь выдержать беседу в ровном тоне, не переходя на личности. Недопустимы повелительные или пренебрежительные нотки, если вы не занимаете пост начальника, но даже если вы и являетесь руководящим лицом, гораздо проще повести разговор в деловом стиле, чем в стиле: «я сверху – ты снизу», выпаливая критические замечания назидательным или командным языком.
По окончании беседы найдите возможность поблагодарить человека за то, что он вас выслушал, и обязательно скажите о вере в то, что он примет к сведению ваши замечания. Однако не настаивайте на безоговорочном принятии ваших слов – это может испортить все дело и весь предыдущий разговор окажется напрасным, дайте ему понять, что он полностью отвечает за себя, что не сомневаетесь в его рассудительности, а вы лишь хотите помочь ему. Снова сделайте акцент на его успехах, расспросите, как он достиг их, и поощряйте его старания.

Невербальные сигналы в критике

МирСоветов считает необходимым несколько слов посвятить одной, довольно значимой детали, которую многие совершенно не учитывают. Речь идет о невербальных сигналах, посылая их другому человеку, мы бессознательно сообщаем ему свои истинные намерения.
Например, вы говорите, что очень рады встрече и общению, в то же время стоите со скрещенными руками («поза Наполеона») или сидите с переплетенными пальцами, вид которых говорит о ваших усилиях сдержаться от необоснованной критики и не наговорить грубостей.
О вашей искренности и сердечном отношении будут говорить раскрытые ладони, общее непринужденное поведение, в зависимости от уровня близости ваших отношений, открытые сигналы могут варьироваться в широком диапазоне. Если вы хотите подробнее узнать о сигналах, передаваемых собеседнику с жестами, взглядом, начните ознакомление с этой темой с материала «Невербальные средства общения».

В завершении хочется пожелать вам во всех критических высказываниях, которые будете говорить в будущем – мудрости, чуткости к вашему собеседнику и уважения к его личности. Тогда ваши слова обязательно дойдут до цели, сохраняя не только вашу честь, но и достоинство другого человека.



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: