Как правильно критиковать человека
Ранее мы уже касались проблемы, как нужно реагировать на критику, дав ряд советов на общий случай. Не менее важно правильно подойти к такому непростому делу, как умению самому конструктивно строить критику по отношению к другому человеку, который по тем или иным причинам ее заслуживает (в соответствии с его поведением или состоянием). Ранее мы уже касались проблемы, как реагировать на критику, дав ряд советов на общий случай, независимо от того, является ли критика справедливой или нет. А несколько наглядных примеров диалогов в предыдущем материале помогли наглядно проиллюстрировать наиболее распространенные ошибки, которые так часто совершаются нами при выслушивании слов критических.
Не менее важно правильно подойти к такому непростому делу, как умению самому конструктивно строить критику по отношению к другому человеку, который по тем или иным причинам ее заслуживает (в соответствии с его поведением или состоянием).
А сколько бывает аналогичных эпизодов на работе? В одном журнале была напечатана информация о том, как проходят в одной крупной компании тестовые испытания менеджеры по набору персонала. Желающих было достаточно много, и все они выстроились в очередь, чтобы пройти своего рода собеседование. Однако его условия были весьма жесткие, потенциального кандидата на должность заставляли быстро отвечать на разнообразные вопросы, не имеющие никакого отношения к работе, проверяя его реакцию, нестандартность мышления и оригинальность ответов. И если испытуемый этот шквал вопросов успешно выдерживал, на него сыпались своего рода различные оскорбления и критические высказывания по любому поводу. Например, не так посмотрел, не так прошелся к столу, одет не по вкусу, говорит недостаточно чисто, слишком бледнеет, краснеет, пальцы дрожат, макияж у девушек слишком вульгарный, ботинки у мужчин не вычищены и т. д. Затем задают провокационные вопросы с целью вызвать у испытуемого гнев и ярость, и когда это случается, ему торжественно объявляют, что он не подходит.
По мнению МирСоветов, специальное создание стрессовой ситуации и использование оружия критики недопустимо в той мере, в которой идет унижение человеческого достоинства, задевается его внутреннее «Я», оскорбляются личностные качества. И потом, находясь в огне постоянных замечаний, психика человека, говоря простым языком, ломается, отсюда могут возникнуть различного рода заболевания не только нервной системы, но и соматические. Поэтому во многих компаниях в отличие от той, пример которой описан выше, к собеседованию и к дальнейшему сотрудничеству относятся внимательно и предупредительно, так как понимают ценность каждого опытного специалиста, который может принести своей деятельностью хорошую прибыль и повышение статуса компании.
Прежде чем завязывать разговор, во-первых, полезно подумать о месте его проведения. Наилучшим будет тот вариант, когда вы сможете поговорить с глазу на глаз, в ненапряженной обстановке. Некоторые начинают критиковать прямо в присутствии посторонних, которые с любопытством могут наблюдать за вами или жадно ловить каждое ваше слово и ответ критикуемого. Человеческая любопытность немного злорадна, одна мысль, что это не меня так ругают, почему-то так приятна. Но поставьте себя на место вашего собеседника, станьте под прицелом глаз всех окружающих вас – и вы поймете всю глубину неприязни и унижения, которое испытывает критикуемый человек. Поэтому поберегите нервы и самолюбие вашего собеседника, договоритесь встретиться в удобном месте для него и для вас. Для начальника это будет приглашение подчиненного к себе в кабинет, а не разнос его на рабочем месте.
Итак, с этим мы определились, во-вторых, нужно продумать содержание разговора. МирСоветов советует мысленно разбить беседу на отдельные составляющие: вступление, основной текст и заключение.
Во вступлении, если вы в первый раз встретились за этот день с человеком, обязательно поздоровайтесь с ним, пусть ваше выражение лица будет естественным и дружеским. Если же вы уже виделись с утра, а вам хочется высказать критику позже, подойдите к нему в нужное вам время и попросите разрешения отойти с вами на несколько минут чтобы поговорить. Такое уважительное отношение, несомненно, подкупает и дает вам дополнительные шансы на быстрое взаимопонимание и безболезненное восприятие критики.
Затем скажите несколько слов о хороших качествах собеседника или об его успешной работе, которую он выполнил недавно, если же не можете припомнить что-либо конкретное, выразите общие впечатления о его положительных качествах. Поинтересуйтесь, нет ли у него каких-либо вопросов к вам. Подобное естественное вступление поможет настроить на дружелюбную волну вас и вашего собеседника, немного снимет напряженность, а позитивный акцент расположит его к внимательному слушанию.
Следующая часть беседы – основное содержание. Здесь вы можете, используя слова-переходы, незаметно обозначить проблемный вопрос, который беспокоит вас, и высказать человеку свои замечания в спокойной манере. Из своего опыта все мы знаем, как неприятно слушать критику по отношению к себе, особенно, если она звучит грубо и унижающее. Поэтому, чтобы не спровоцировать человека на занятие оборонительной позиции, постарайтесь выдержать беседу в ровном тоне, не переходя на личности. Недопустимы повелительные или пренебрежительные нотки, если вы не занимаете пост начальника, но даже если вы и являетесь руководящим лицом, гораздо проще повести разговор в деловом стиле, чем в стиле: «я сверху – ты снизу», выпаливая критические замечания назидательным или командным языком.
По окончании беседы найдите возможность поблагодарить человека за то, что он вас выслушал, и обязательно скажите о вере в то, что он примет к сведению ваши замечания. Однако не настаивайте на безоговорочном принятии ваших слов – это может испортить все дело и весь предыдущий разговор окажется напрасным, дайте ему понять, что он полностью отвечает за себя, что не сомневаетесь в его рассудительности, а вы лишь хотите помочь ему. Снова сделайте акцент на его успехах, расспросите, как он достиг их, и поощряйте его старания.
Например, вы говорите, что очень рады встрече и общению, в то же время стоите со скрещенными руками («поза Наполеона») или сидите с переплетенными пальцами, вид которых говорит о ваших усилиях сдержаться от необоснованной критики и не наговорить грубостей.
О вашей искренности и сердечном отношении будут говорить раскрытые ладони, общее непринужденное поведение, в зависимости от уровня близости ваших отношений, открытые сигналы могут варьироваться в широком диапазоне. Если вы хотите подробнее узнать о сигналах, передаваемых собеседнику с жестами, взглядом, начните ознакомление с этой темой с материала «Невербальные средства общения».
В завершении хочется пожелать вам во всех критических высказываниях, которые будете говорить в будущем – мудрости, чуткости к вашему собеседнику и уважения к его личности. Тогда ваши слова обязательно дойдут до цели, сохраняя не только вашу честь, но и достоинство другого человека.
Не менее важно правильно подойти к такому непростому делу, как умению самому конструктивно строить критику по отношению к другому человеку, который по тем или иным причинам ее заслуживает (в соответствии с его поведением или состоянием).
Мотивация
Перед началом разговора, чтобы лучше понять свои мотивы, причины для критики, а также определиться, стоит ли это делать сейчас, МирСоветов рекомендует задать себе нижеследующие вопросы, только старайтесь быть максимально честными с самим собой:- Не завидую ли я этому человеку?
- Собираюсь ли я подсознательно его уколоть, сделать ему больно?
- Хочу ли таким путем самоутвердиться за счет унижения другого?
- Как он относится ко мне, есть ли у нас взаимопонимание?
- Хочу ли сохранить с ним хорошие взаимооотношения?
- Уверен ли я в справедливости моей критики?
- Не является ли он новичком в своем деле?
- Не находится ли сейчас человек в стрессовом состоянии?
- Каким тоном я буду озвучивать свои претензии?
- Высказывал ли я когда-либо ранее критические слова в его адрес? Как он их воспринимал?
- Не являюсь ли я несдержанным человеком в той степени, что могу вспылить в разговоре и обидеть собеседника?
- Так ли уж необходима эта критика?
- Есть ли еще альтернативные способы разрешения проблемы?
Неадекватная критика
Критика, несомненно, не должна задевать человеческое достоинство и самолюбие. В связи с этим хочется привести в пример случай с одной женщиной, хорошим специалистом в своей области. Проработав около года на новом месте, она за какие-то мелкие погрешности получила такую порцию нагоняя от своего босса, что, взяв неоплачиваемый отпуск, неделю приходила в себя от шока и эмоционального стресса.А сколько бывает аналогичных эпизодов на работе? В одном журнале была напечатана информация о том, как проходят в одной крупной компании тестовые испытания менеджеры по набору персонала. Желающих было достаточно много, и все они выстроились в очередь, чтобы пройти своего рода собеседование. Однако его условия были весьма жесткие, потенциального кандидата на должность заставляли быстро отвечать на разнообразные вопросы, не имеющие никакого отношения к работе, проверяя его реакцию, нестандартность мышления и оригинальность ответов. И если испытуемый этот шквал вопросов успешно выдерживал, на него сыпались своего рода различные оскорбления и критические высказывания по любому поводу. Например, не так посмотрел, не так прошелся к столу, одет не по вкусу, говорит недостаточно чисто, слишком бледнеет, краснеет, пальцы дрожат, макияж у девушек слишком вульгарный, ботинки у мужчин не вычищены и т. д. Затем задают провокационные вопросы с целью вызвать у испытуемого гнев и ярость, и когда это случается, ему торжественно объявляют, что он не подходит.
По мнению МирСоветов, специальное создание стрессовой ситуации и использование оружия критики недопустимо в той мере, в которой идет унижение человеческого достоинства, задевается его внутреннее «Я», оскорбляются личностные качества. И потом, находясь в огне постоянных замечаний, психика человека, говоря простым языком, ломается, отсюда могут возникнуть различного рода заболевания не только нервной системы, но и соматические. Поэтому во многих компаниях в отличие от той, пример которой описан выше, к собеседованию и к дальнейшему сотрудничеству относятся внимательно и предупредительно, так как понимают ценность каждого опытного специалиста, который может принести своей деятельностью хорошую прибыль и повышение статуса компании.
Как правильно критиковать
Для практического применения МирСоветов приведет один действенный интуитивно понятный способ изложения критики. Следование нижеизложенному способу поможет вам максимально подготовиться к встрече с человеком, которого вы хотели бы подвергнуть критике и при этом добиться хороших результатов.Прежде чем завязывать разговор, во-первых, полезно подумать о месте его проведения. Наилучшим будет тот вариант, когда вы сможете поговорить с глазу на глаз, в ненапряженной обстановке. Некоторые начинают критиковать прямо в присутствии посторонних, которые с любопытством могут наблюдать за вами или жадно ловить каждое ваше слово и ответ критикуемого. Человеческая любопытность немного злорадна, одна мысль, что это не меня так ругают, почему-то так приятна. Но поставьте себя на место вашего собеседника, станьте под прицелом глаз всех окружающих вас – и вы поймете всю глубину неприязни и унижения, которое испытывает критикуемый человек. Поэтому поберегите нервы и самолюбие вашего собеседника, договоритесь встретиться в удобном месте для него и для вас. Для начальника это будет приглашение подчиненного к себе в кабинет, а не разнос его на рабочем месте.
Итак, с этим мы определились, во-вторых, нужно продумать содержание разговора. МирСоветов советует мысленно разбить беседу на отдельные составляющие: вступление, основной текст и заключение.
Во вступлении, если вы в первый раз встретились за этот день с человеком, обязательно поздоровайтесь с ним, пусть ваше выражение лица будет естественным и дружеским. Если же вы уже виделись с утра, а вам хочется высказать критику позже, подойдите к нему в нужное вам время и попросите разрешения отойти с вами на несколько минут чтобы поговорить. Такое уважительное отношение, несомненно, подкупает и дает вам дополнительные шансы на быстрое взаимопонимание и безболезненное восприятие критики.
Затем скажите несколько слов о хороших качествах собеседника или об его успешной работе, которую он выполнил недавно, если же не можете припомнить что-либо конкретное, выразите общие впечатления о его положительных качествах. Поинтересуйтесь, нет ли у него каких-либо вопросов к вам. Подобное естественное вступление поможет настроить на дружелюбную волну вас и вашего собеседника, немного снимет напряженность, а позитивный акцент расположит его к внимательному слушанию.
Следующая часть беседы – основное содержание. Здесь вы можете, используя слова-переходы, незаметно обозначить проблемный вопрос, который беспокоит вас, и высказать человеку свои замечания в спокойной манере. Из своего опыта все мы знаем, как неприятно слушать критику по отношению к себе, особенно, если она звучит грубо и унижающее. Поэтому, чтобы не спровоцировать человека на занятие оборонительной позиции, постарайтесь выдержать беседу в ровном тоне, не переходя на личности. Недопустимы повелительные или пренебрежительные нотки, если вы не занимаете пост начальника, но даже если вы и являетесь руководящим лицом, гораздо проще повести разговор в деловом стиле, чем в стиле: «я сверху – ты снизу», выпаливая критические замечания назидательным или командным языком.
По окончании беседы найдите возможность поблагодарить человека за то, что он вас выслушал, и обязательно скажите о вере в то, что он примет к сведению ваши замечания. Однако не настаивайте на безоговорочном принятии ваших слов – это может испортить все дело и весь предыдущий разговор окажется напрасным, дайте ему понять, что он полностью отвечает за себя, что не сомневаетесь в его рассудительности, а вы лишь хотите помочь ему. Снова сделайте акцент на его успехах, расспросите, как он достиг их, и поощряйте его старания.
Невербальные сигналы в критике
МирСоветов считает необходимым несколько слов посвятить одной, довольно значимой детали, которую многие совершенно не учитывают. Речь идет о невербальных сигналах, посылая их другому человеку, мы бессознательно сообщаем ему свои истинные намерения.Например, вы говорите, что очень рады встрече и общению, в то же время стоите со скрещенными руками («поза Наполеона») или сидите с переплетенными пальцами, вид которых говорит о ваших усилиях сдержаться от необоснованной критики и не наговорить грубостей.
О вашей искренности и сердечном отношении будут говорить раскрытые ладони, общее непринужденное поведение, в зависимости от уровня близости ваших отношений, открытые сигналы могут варьироваться в широком диапазоне. Если вы хотите подробнее узнать о сигналах, передаваемых собеседнику с жестами, взглядом, начните ознакомление с этой темой с материала «Невербальные средства общения».
В завершении хочется пожелать вам во всех критических высказываниях, которые будете говорить в будущем – мудрости, чуткости к вашему собеседнику и уважения к его личности. Тогда ваши слова обязательно дойдут до цели, сохраняя не только вашу честь, но и достоинство другого человека.
Отзывы и комментарии