Музыка XIX века: какой она была? Пятый элемент музыки Гаэтано Доницетти

Фильм Люка Бессона «Пятый элемент» помнят все. И что за Элемент — тоже понятно, это Любовь. Саундрек фильма включает музыку итальянского композитора Гаэтано Доницетти. А именно — сцену сумасшествия из оперы «Лючия ди Ламмермур».

Дива Плавалагуна поет арию «O giusto cielo» из этой оперы. Желающие легко могут в этом убедиться. Опера «Лючия ди Ламмермур», конечно же, про любовь, и с очень большими страданиями. (Кстати, можно посмотреть фильм-оперу «Лючия ди Ламмермур» украинской студии телевизионных фильмов 1980 года).

А в фильме Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино» на протяжении всего действия звучит одна ария из оперы Доницетти — «Una furtiva lagrima». Она же служит цементирующим музыкальным ядром всей заключительной сцены картины.

Почему в современных хороших (не побоюсь этого слова) фильмах так часто звучит музыка итальянского композитора XIX века? Вспомним некоторые биографические факты. Гаэтано Доницетти

Доменико Гаэтано Мариа Доницетти родился 29 ноября 1797 года в подвале небогатого дома в итальянском городе Бергамо. Семья была бедной, отец служил хранителем в ломбарде, мать была ткачихой. Гаэтано был младшим из трех сыновей. Никакого интереса к музыке в семье не было, кроме возможной любви всех рожденных в Италии по факту. Видимо, этим и объясняется то, что сразу два сына стали профессиональными музыкантами. Один из старших братьев Гаэтано — Джузеппе Доницетти, стал «руководителем всей музыки» при дворе турецкого султана Махмуда Второго (Джузеппе так и звали: Доницетти-Паша).

Гаэтано учился в благотворительной школе при церкви, где его учителем был довольно известный в то время немецкий композитор, проживающий в Италии — Симон Майр. Доницетти хотел сначала писать церковную музыку, но при наставничестве Майра познакомился с оперным искусством. Музыкальный театр очаровал его сразу и навсегда.

В дальнейшем, где бы он не жил (разные города Италии, а также Париж и Вена), он писал оперы — их у него около семидесяти — и серьезные (сериа), и легкие, комические оперы (буффа)! Это не считая работ в других жанрах. За не такую уж большую жизнь — невероятный результат (впрочем, то же относится к композиторам всех предыдущих эпох и современникам Доницетти — Россини и Беллини). Писал он необыкновенно быстро — например, мог начать и полностью закончить оперу практически за неделю. Это была работа на заказ, которая требовала концентрации всех сил. Настоящая работа на износ: ведь речь идет об огромном произведении из большого количества отдельных «номеров», музыкально-драматургических связок, увертюрой и так далее. Просто гигантское произведение, целиком состоящее из музыки, которое и длится-то несколько часов. Все нужно сочинить и записать. При этом — подавляющее большинство его опер до сих пор на мировых сценах.

Несмотря на востребованность, успех и фактически прижизненную славу, Гаэтано Доницетти не обошло и горе. Все рожденные дети умерли, погибла от холеры жена. Сам Гаэтано Доницетти резко заболел. Диагнозы разнятся (раньше очень любили приписывать многим сифилис, который в то время был повсеместно распространен и не лечился), сейчас варианты разнообразнее, предлагаются возможные уточнения. Пишу только лишь потому, что в комментарии часто приходят «как бы правдолюбы», которые любят ворошить чужое белье, стараясь все выкрасить в желтый цвет. Фактически у Доницетти случился паралич с последующим нервным расстройством. Сейчас предполагают другие причины случившемуся, но это отдельная медицинская тема.

Навестившие Доницетти в Париже друзья (среди которых был великий Джузеппе Верди) решили перевезти больного в родной город. Там он провел последние годы во дворце своего друга — баронессы Скотти. Умер Гаэтано Доницетти 8 апреля 1848 года.

Каждую из опер Доницетти можно изучать отдельно. В данном случае предлагаю ограничиться одной — «Любовный напиток». И гениальной арией «Una furtiva lagrima». Любовный напиток

Мечта об эликсире любви не оставляет человечество на протяжении веков. Уж когда зародилась сама идея о «любовном напитке» — сказать трудно, наверное, очень давно. Все-таки так удобно: подсунул кому-то испить напитка, и чуть ли не самая главная проблема в жизни решена. Видимо, взаимности в лучшем из человеческих чувств часто не случалось, раз возникла такая идея.

Вот и в опере «Любовный напиток» Гаэтано Доницетти действует чудодейственный бальзам. Ну конечно, это бутылка обычного дешевого итальянского вина. Но главное, что отвергнутый любимой девушкой герой свято верит в результат. И правильно делает, потому что все заканчивается хорошо, герой и героиня женятся, к тому же первый получает большое наследство от неожиданно умершего дяди. Знакомый сюжет? Слеза украдкой

Una furtiva lagrima (Одна слеза блеснула в ее глазах украдкой. Каких же еще доказательств искать? Она меня любит. Да, она меня любит…)

Это знаменитая ария из оперы. Ее поет герой — крестьянин Неморино, заметив, что в глазах любимой девушки блеснула слезинка. Что же это, как не любовь? Прямое доказательство. Главное — верить.

И хотя опера «Любовный напиток» комическая, эта ария пронизана таким невероятным, таким искренним чувством, что сама по себе является шедевром. Не случайно она звучит во многих кинофильмах (Михалков, Вуди Аллен и другие режиссеры). Вот и в михалковском фильме у героини скатывается украдкой слеза, да не одна, ария из оперы Доницетти набирает громкость, фактически фильм заканчивается музыкой. Остаются Доницетти и Карузо…

Эта ария — как сама Любовь, как Пятый элемент нашей жизни. Если мелодию, гармонию (аккорды), ритм и тембр рассматривать как четыре первых элементов музыки, то пятым часто служит любовь. Просто любовь к миру.

…есть на свете Доницетти, И Скарлатти есть на свете…

(Тимур Шаов. «По классике тоскуя»).

Итальянская музыка начала XIX века не исчерпывается фамилиями Россини, Беллини и Доницетти. Творил в то время еще Саверио Меркаданте. Странным образом, его почти 60 опер в наше время неизвестны и не исполняются. А вот музыка, которую сочинили его правнуки уже в XX веке — весьма известна. Эрнесто де Куртис — правнук Меркаданте и автор знаменитой на весь мир песни «Вернись в Сорренто». Но неаполитанские песни — это отдельная большая тема.

Кроме всемирно известных оперных композиторов, Италия того времени дала еще одного гения — «демонического» Паганини. О нем можно будет прочитать в следующий раз.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: