Музыка романтизма: какой она была? Ирландско-русский романтик и Алексей Верстовский

Музыкальная жизнь в России была чрезвычайно насыщенной уже в 18 веке. До этого времени можно говорить о расцвете народной музыки и духовной музыки. О последней есть статья, народная требует отдельного рассмотрения.

Складывалась своя профессиональная школа, о М. Березовском и Д. Бортнянском также есть статьи. О Василии Пашкевиче, Евстигнее Фомине, Осипе Козловском и других нужно писать отдельно…

Музыкальная жизнь в Российской империи в начале 19 века, действительно, бурлила. Вполне сопоставимо с тем же периодом, скажем, во Франции. Профессиональная школа, правда, была еще в процессе становления, но работали многие оперные театры, приезжали с гастролями иностранцы, обучение в гимназиях обязательно включало в себя занятия музыкой. Горожане любили музицировать. Невозможно не упомянуть всем нам известного Александра Грибоедова. Того самого, которого проходят в школе («Горе от ума»). Сколько бы он еще написал, в том числе и музыки, если бы не гибель. Но два его вальса чрезвычайно любимы и в наше время. Тот, кто сотворил Ноктюрн

Основателем жанра ноктюрна считается ирландец Джон Филд. (Ноктюрн — буквально «ночной» — пьеса лирического характера, ставшая очень важной у романтиков). С Филдом вся проблема только в том, что жил этот ирландец в России. Он числится в «английских композиторах», но занимает немало страниц в разделе «русская музыка». В Россию он приехал вместе со своим учителем Муцио Клементи. Итальянец Клементи, которого знают многие маленькие пианисты, жил в Англии, он туда и вернулся. А ирландец Филд с гастролей не вернулся, он остался в России.

Итак, Джон Филд родился 26 июля 1782 года в Дублине, умер 11 января 1837 года в Москве. У Филда учились Верстовский и Глинка. Джон Филд — вполне исполняемый композитор и в наше время. А жанр, творцом которого он являлся, стал особенно любимым у Фридерика Шопена. Сын Филда — Лев Леонов — был известным российским оперным певцом. Алексей Верстовский

Алексея Верстовского называют «соперником Глинки». Они, действительно, жили и творили в одно время. Возможно, немножко и соперничали, хотя это никак не проявлялось. Но важнее то, что они внесли огромный вклад в создание профессиональной русской музыки.

Алексей Николаевич Верстовский родился в Тамбовской губернии, в имении Селиверстово, 18 февраля (1 марта) 1799 года. Дед Верстовского — генерал Селиверстов — привез из военной кампании «пленную» турчанку. Екатерина Вторая разрешила брак при условии «прекращения фамилии». Так Селивестровы превратились в Верстовских (количество букв осталось то же).

Отец Верстовского был уже служащий, но мог держать собственный оркестр. Все дети в семье играли на музыкальных инструментах и учились. Затем семья переехала в Уфу, там Алексей Верстовский уже стал выступать, обнаружив ранний талант. Потом он уехал в Санкт-Петербург, где учился в Институте инженеров путей сообщения. Несмотря на полученную профессию, он продолжал брать уроки музыки — у Джона Филда в том числе. В дальнейшем жизнь Верстовского была связана с деятельностью по управлению театрами (о нем очень высоко отзывался драматург А. Островский) и, конечно же, сочинением музыки. Умер Алексей Верстовский 5 (17) ноября 1862 года, похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Аскольдова могила

Перу А. Верстовского принадлежат оперы (например, «Пан Твардовский»), водевили («Кто брат, кто сестра» на текст Грибоедова и Вяземского, несколько лет назад поставлен Романом Виктюком) и баллады. Всемирно знаменитая опера — «Аскольдова могила» (либретто по роману М. Загоскина). Есть в Киеве примечательное место — Аскольдова могила. О самом древнем урочище, витязе Аскольде, о монастыре и церкви пусть лучше расскажут киевляне, а я ограничусь оперой Верстовского.

В старину живали деды, Веселей своих внучат; Как простую пили воду Мед и крепкое вино; Веселились, потешались, Пировали круглый год! Вот как жили при Аскольде Наши деды и отцы!

Желающие могут посмотреть, какой огромный раздел посвящен этой опере в английской Википедии — даже со звуковыми и нотными примерами. Итак, действие происходит в X веке, в Киеве, на берегу Днепра. В опере есть все: и любовь язычника к христианке, и таинственный Незнакомец, открывающий отроку Всеславу, что тот — потомок Аскольда, следовательно, может претендовать на место князя. Там есть и похищение невесты, и отказ от предательства, и буря, и гибель Неизвестного в челноке. Есть и важный герой — гудочник Торопка Голован. То есть присутствуют все черты романтической оперы. Но там есть еще и просто хорошая музыка.

Интересно, что цензура велела немного подвинуть «время действия», а также произвести хэппи-энд (героев князь простил).

Опера имела большой успех во всем мире («Мы слышали… что шарманки Лондона, Парижа, Берлина, Вены, частенько наигрывают „Гой ты, Днепр“ или „Ах, подруженьки, как грустно“, равно как и другие мотивы…»). Опера записывается и сейчас, хотя и нечасто, зато многие номера звучат с концертных площадок. Старый муж, грозный муж!

Старый муж, грозный муж! Режь меня, жги меня! Я тверда, не боюсь Ни ножа, ни огня!.

Эта знаменитая цыганская песня полна страсти и решимости. Стихи Верстовскому передал сам автор — А. Пушкин. Они дружили, Верстовский даже был на мальчишнике, который Пушкин устроил перед женитьбой. Многие баллады Верстовского написаны на стихи Пушкина (например, знаменитая «Черная шаль»). Алексея Верстовского всегда тянуло к миру старины, преданий и легенд, а также к миру человеческих страстей — но так и положено романтику. А его насыщенные мелодии — родом из славянского фольклора, отчасти — цыганского, что слышно по этой песне.

Алексей Верстовский — выдающийся представитель отечественного искусства первой половины 19 века. Сейчас самое время вспомнить музыку Михаила Ивановича Глинки.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: