Музыка романтизма: какой она была? Феликс Мендельсон-Бартольди
Все знают музыку Мендельсона, даже если считают, что не знают. Все, кто хотя бы раз посещал свое собственное или иное бракосочетание («Свадебный марш»). Мало кто при этом знает, откуда эта музыка и как ей досталось.
В 2009 году Би-Би-Си выпустило фильм «Мендельсон, нацисты и я». В нем речь идет от лица пра-пра-пра-пра-внучатой племянницы Феликса Мендельсона. В картине ставятся серьезные вопросы, обращенные к недавнему прошлому Европы: уж чем музыка-то помешала правителям Третьего Рейха? Почему они так старательно пытались «переписать» музыку к шекспировской пьесе много раз, заказывая ее «чистокровным» немцам? Все потому, что великий немецкий романтик Феликс Мендельсон был евреем. «Счастливчик»
Феликс — «счастливое» имя (в переводе). Так часто называли и Мендельсона — «счастливчик». Якоб Людвиг Феликс Мендельсон-Бартольди родился 3 февраля 1809 в Гамбурге в семье, где царила душевная и творческая атмосфера. Дед Феликса — известный еврейско-немецкий философ Мозес (Моисей) Мендельсон, представитель немецкого Просвещения. Это огромный род, чьи потомки стали учеными, художниками, писателями, музыкантами. Более того, род Мендельсонов восходит еще к одному человеку — польскому раввину Моше Иссерлесу (Moses Isserles), таким образом, получается, что Феликс Мендельсон и «король французской оперы», французско-немецкий композитор Джакомо Мейербер, были также дальними родственниками.
Семья Мендельсонов дружила со многими известными людьми (философ Гегель, поэты Гейне и Гёте, математик Лежён-Дирихле: за него выйдет замуж одна из сестер Феликса). Двое из детей в семье выказали феноменальный музыкальный талант, оба они получили признание при жизни (речь идет еще и о сестре Феликса — Фанни).
Тем не менее вряд ли жизнь Феликса Мендельсона можно рассматривать как безоблачную. Доставалось ему и при жизни, и после смерти (начиная с нападок Рихарда Вагнера). Хотя семья приняла лютеранство и Феликс был искренним протестантом, это не мешало всяческим отдельным неприятностям. Взять хотя бы «Реформационную симфонию» Мендельсона.
Эту симфонию Мендельсон написал в честь празднования 300-летия очень важного для немецкого протестантизма события: представления «Аугсбургского исповедания веры». Можно представить себе, какой это был праздник — очень и очень серьезный. Но то ли болезнь помешала Мендельсону вовремя представить симфонию к рассмотрению, то ли были еще какие-то причины — факт тот, что принята к исполнению была другая симфония другого автора.
«Реформационная симфония» интересна еще и одним занятным фактом. В ней композитор использовал старый церковный гимн: Дрезденский амен (аминь). Впоследствии его использует в своей опере «Парсифаль» Рихард Вагнер (лейтмотив священного Грааля). Так они снова «встретятся» — Феликс Мендельсон и тот, кто его так часто ругал…
Наконец, возвращаясь к «счастливому имени» — «баловень судьбы» Феликс Мендельсон умер очень рано — 4 ноября 1847 года, в 38 лет. Вообще композиторы-романтики в большинстве своем жили совсем мало, в отличие, скажем, от композиторов эпохи барокко, но выводов делать, наверное, не следует. Мендельсон-просветитель
Еще одна роль Феликса Мендельсона заслуживает отдельного разговора. Именно ему мир обязан возрождению многих музыкальных имен. Это был Поступок — исполнение «Страстей по Матфею» неизвестного Иоганна Себастьяна Баха. Рукопись великого Баха хранилась в семье Мендельсона (где-то я читала, что «Лондонский Бах» — младший сын И. С. Баха передал ее на хранение бабушке Мендельсона).
А теперь представьте: 20-летний парень решает явить публике музыку композитора, которого та самая светская публика совсем не знает. И не просто музыку — а огромное произведение для оркестра и хора. Нужно было собрать музыкантов — оркестрантов и певцов, разучить с ними все партии, снять зал и рискнуть представить все это на суд слушателей. Это был, вероятно, огромный риск. Успех был феноменальный, именно этому риску молодого Мендельсона мы обязаны возрождению имени великого Иоганна Себастьяна Баха. По его же инициативе в Лейпциге устанавливают памятник Баху. Сейчас там же высится и памятник Мендельсону.
Но поговорим о музыке самого Феликса Мендельсона-Бартольди. Что послушать?
За окном бесконечно и сонно Дождь осенний шумел монотонно. Ветер выл и врывался со стоном В звуки скрипки, в концерт Мендельсона. (Вадим Делоне)
Мендельсон относится к тем композиторам, чью музыку можно слушать всю, даже будучи «специально не подготовленным». Это очень стройная, красивая, в лучшем, самом возвышенном смысле слова романтическая музыка. Наследие Мендельсона — огромно, и большая часть музыки относится к шедеврам.
Скрипичный концерт. О нем говорят, как об одном из лучших мировых произведениях своего жанра, и справедливо говорят. Порывистая, лиричная и страстная, проникнутая драматизмом — такова музыка этого концерта.
Мне давно не бывало так больно, И давно не сидел я бессонно, Так устало и так безвольно, Так ушедши в концерт Мендельсона. (Вадим Делоне)
«Песни без слов» — пианистический клад. Это живописные музыкальные картины, проникнутые все тем же характерным для композитора лиризмом. На них указывал П. Чайковский, когда говорил о «безукоризненной чистоте стиля».
Оратории «Павел» и «Илия» — в этой церковной музыке, написанной Мендельсоном, нет ничего легкого и «воздушного». Это серьезные произведения, в которых обнаруживается прямая связь с великими традициями Генделя, Баха и Гайдна.
Увертюры — «Сон в летнюю ночь» — о ней многие знают, и «Гебриды» («Фингалова пещера») — «музыкально оформленная» легенда о мифическом царе Фингале. Эту музыку можно часто услышать в кинофильмах.
Из симфоний наиболее известны «Итальянская» и «Шотландская». Мендельсон много путешествовал. Итальянская знаменита своим Saltarello — «по мотивам» известного неаполитанского танца.
Только в Англии Мендельсон побывал 10 раз (Лондон того времени можно рассматривать как гигантскую мировую концертную площадку). После премьеры «Шотландской симфонии» Мендельсон был принят королевой Викторией в Букингемском дворце. В Англии Мендельсона всегда принимали очень хорошо, впрочем, у немецкого романтика была потрясающая репутация. Эта музыкальная и просто человеческая репутация останется с композитором навечно.
«Моцартом 19 века» назвал Мендельсона Роберт Шуман, «Моцартом», который лучше всех видит противоречия своего времени и лучше всех может их примирить…
Короткого очерка явно недостаточно. Музыка Феликса Мендельсона-Бартольди заслуживает того, чтобы к ней еще не раз вернуться, но как-нибудь в другой раз. А пока остаемся в Германии и поговорим о Роберте Шумане.