Лоро парк. Почему всё самое большое?
Чтобы попасть в Лоро парк, нужно ехать в другую часть острова, хотя на Тенерифе все близко по нашим меркам. Находится он в пределах города Пуэрто де ля Круз, который сам по себе заслуживает отдельного рассказа в виде описания достопримечательностей.
В Пуэрто де ля Круз пляж черный, вулканический. Сколько труда было положено, чтобы разбить здесь настоящий город-сад. Ощущение настоящих джунглей, в котором тихо живет городок ремесленников и торговцев.
Но главное здесь, конечно, Лоро парк. Он примыкает к роскошному ботаническому саду, и сам по себе — сад, только наполненный жизнью животных. От пингвинария (самого большого в Европе), дельфинария (самого большого в Европе), самого длинного в Европе «Туннеля акул» до крупнейшей в мире коллекции попугаев (как утверждают сотрудники парка, правильнее было бы сказать — еще и самой разнообразной).
Лоро парк — и переводится как «Парк попугаев». Он был открыт еще в 1972 году и с тех пор разросся до «самых-самых» крупных размеров в Европе.
Удивительные создания — гориллы, белый тигр, косатки и дельфины. Последние просто давали представления, первые — тоже в своем роде, проживая свою жизнь «за стеклом». Образно говоря, конечно: вольеры практически открыты, просто жизнь проходит на глазах у публики. Сразу слышу возражения, что это дурно, что животные должны жить в естественной среде и имеют полное право на прайвеси. Зоопарки, прайвеси и непреодолимые обстоятельства
Нет сомнений, по поводу того, нужны ли зоопарки — у каждого своя точка зрения, и каждый по-своему прав. Ясно, что дикое животное рождено для свободной жизни, и это заложено самой природой. Но человек слишком сильно и властно вмешивается в жизнь природы, оставляя все меньше пространства для ее первозданных проявлений и естественного развития.
Леса вырубаются, океаны загрязняются, земли культивируются. Какие-то виды животных могут приспособиться к такому развитию событий, как, скажем, голуби, без которых пока немыслима урбанистическая среда. А есть виды животных, которые не могут найти себе места в этих условиях, ареал обитания сокращается, а им самим грозит постепенное вымирание.
Уже сегодня можно сказать, что некоторые виды животных выживают только благодаря природоохранным усилиям человечества. Орангутанги, отчасти гориллы, бамбуковые медведи, уссурийский тигр — выживут ли они в новейших условиях? Большой вопрос. В такой ситуации лучший вариант — национальный парк, по типу Серенгети, но такое не везде возможно. Поэтому зоопарк является не только тюрьмой для животных и развлечением для людей, но и научной лабораторией для ученых, и питомником для выращивания отдельных видов животных.
Лоро парк — смесь ботанического сада, зоопарка и цирковой площадки. Вероятно, такой вариант выгоден коммерчески, с другой стороны — видно, что для животных создаются более-менее приемлемые условия: большие вольеры, просторные бассейны. Если сравнить это с тем, как содержатся животные в российских зоопарках, то тенерифским узникам можно только позавидовать. У нас, бывает, страшно смотреть на зверя в крохотной клетке. Да и климат все же не самый подходящий для содержания животных в неволе. Как тренируют хищников?
Ясно, что и кнутом, и пряником, но тренеры-дрессировщики используют естественные навыки и свойственное этим животным стремление к игре. В природе мы тоже часто видим, как играют друг с другом некоторые животные. А пряник — рыба (для дельфина) или ведерко рыбы (для косатки) появляется после каждого номера.
Но этот пряник — банален. Небанальна самая настоящая ласка, которую эти животные просят, просят по праву, — и тут же ее получают. Дельфины и косатки подставляют бока и животики для почесывания, и видно, что получают они от этого невероятное удовольствие. Если и есть где-то «кнут» в дрессуре — он совсем не ощущается, а вот положительные стимулы буквально бьют в глаза.
У каждой косатки — свой дрессировщик. У каждой пары дельфинов — тоже. Чувствуются чуть ли не личные отношения — а почему бы и не личные? Если косатка, выполнив «тройное сальто-мортале», тут же спешит именно к своему человеку, по пояс высовывается из воды, просит покушать, почесать и погладить — только ли в дрессуре дело?
Однако не все так безоблачно. В научной зоологической литературе принято написание именно косатка, а не касатка. Но косаток не зря называют китами-убийцами (по-английски так и пишется — killer whale). Это опасные хищники. И, как и Человек Разумный, этот хищник представляет собой вершину пищевой цепочки. Плотоядны, прожорливы (до 150 килограммов еды в день) и — никаких внешних врагов. Так называемые косатки-бродяги охотятся на дельфинов, морских львов, китов и так далее. И с человеком — другой вершиной пищевой цепочки — случались неприятные встречи, есть описания, степень достоверности которых еще предстоит проверить.
А вот в неволе они становятся неожиданно дружелюбными и поддаются дрессировке. Тренеры в Лоро парке не боялись входить с ними в воду. Тем не менее, в 2009 году один дрессировщик по имени Алексис Мартинес погиб — косатка сильно толкнула его, конечно, «непредумышленно», то есть случайно.
Тем не менее, шоу косаток «должно продолжаться», делается это по три раза в день. Тяжелая работа, но зрелище необыкновенное. И дельфины, и косатки под музыку танцуют вальс, танго, рок-н-ролл, выполняют сложнейшие кульбиты, они парят в воздухе. Трудно подобрать слово, но — чуть ли не воздушное зрелище.
При этом сам Лоро парк настолько грандиозен, что именно там снимали начальные кадры фильма «Автостопом по галактике» по Дугласу Адамсу («The Hitchhiker’s Guide to the Galaxy»). Один час из жизни горилл
Гориллы выглядели грустнее прочей живности, хотя и вольер у них приличный, и бассейн, и пышная растительность, и укрытия от надоедливых глаз. Наверное, дело в семейной ссоре, которую мы застали. Глава семьи (или альфа-самец) сидел в стороне, красивый, гордый, задумчивый и с прямой спиной. В противоположном углу, демонстративно отвернувшись к нему весьма могучей спиной, восседала самка. Младшие члены семьи прекратили возню и в ожидании семейной грозы попрятались в заросли.
Самец сохранял свою непреклонность, делал безразличный вид, почесывался, ковырял в носу, самка же оказалась более отходчивой, и конфликт, видимо, уже тихо угасал. Жизнь продолжалась.
Зоопарки, аквариумы, океанариумы уже давно есть во всех странах, и от этого никуда не деться. Но пусть они будут не хуже, чем знаменитый тенерифский Лоро парк. Самые большие европейские «собрания» животных здесь не случайны — так проявляется настоящий энтузиазм руководителей и сотрудников этого удивительного парка. Закупают, ухаживают, тренируют, чувствуется огромная любовь к своему делу и почему-то не чувствуется желания быть «впереди планеты всей».
Хотя, справедливости ради, нужно сказать, что владельцы Лоро парка построили на южном побережье «дочернее» предприятие — Сиам парк. Это аквапарк уже только для людей. И он тоже самый большой аквапарк в Европе…
И все же, думается, все это просто самая большая любовь к своему делу. Все остальное — вторично. Жаль все же, что климат у нас неподходящий. Не знаю, как насчет денег, а энтузиасты нашлись бы, обязательно.